Министерство культуры Украины
 
Министерство образования и науки Украины

«Он создал мир счастья…» /150 лет со дня рождения А. К. Глазунова/

 «Он создал мир счастья…»
/150 лет со дня рождения А. К.  Глазунова/

 

Глазунов Александр Константинович
10.08.1865-21.03.1936
Русский композитор, дирижер, музыкальный и общественный деятель

 

Глазунов Александр Константинович родился в семье книгоиздателя, мать была пианисткой. Образование получил во Втором петербургском реальном училище, по окончании которого в 1883 году некоторое время был вольнослушателем в Петербургском университете. Одарённый хорошим слухом и музыкальной памятью, Глазунов начал обучаться игре на фортепиано с девяти лет, сочинять - с одиннадцати. Путь молодого композитора к слушателю начался с триумфа. Первая симфония шестнадцатилетнего автора (премьера в 1882 году) вызвала восторженные отклики публики и прессы, высокую оценку коллег.

Ученик Н.А. Римского-Корсакова. Общался с М. А. Балакиревым, А. П. Бородиным, П. И. Чайковским, С. И. Танеевым, В. В. Стасовым, под влиянием которых сформировались творческие принципы композитора. Участник Беляевского кружка. С 1888 года выступал как дирижёр в России и за рубежом. С 1899 года профессор Петербургской консерватории, с 1905 года – ее директор. Активно вел общественную, педагогическую и музыкально-просветительскую работу.

А. К. Глазунов рекомендовал своего ученика, талантливого композитора В. Малышевского, на пост директора Императорских музыкальных классов в Одессе, который в 1913 году стал основателем и первым ректором Одесской консерватории.

Александр Константинович вместе с Римским-Корсаковым завершил оперу Бородина «Князь Игорь», оставшуюся неоконченной после смерти автора, записал по памяти 2 части неоконченной 3-й симфонии Бородина, участвовал в редактировании произведений М. И. Глинки.

Глазунов – один из крупнейших русских композиторов конца XIX - начала XX ст. Продолжатель традиций «Могучей кучки» и Чайковского, он соединил в творчестве лирико-эпическую и лирико-драматическую линии русской музыки. В творческом наследии Глазунова одно из основных мест принадлежит симфонической музыке разных жанров. Произведения Глазунова отличаются рельефностью музыкальных тем, полным и ясным звучанием оркестра, широким использованием полифонической техники (применял одновременно звучание различных тем, сочетание имитаций и вариационного развития). К числу лучших произведений Глазунова принадлежит также концерт для скрипки с оркестром (1904). Существен вклад Глазунова в камерно-инструментальную музыку, а также в балетный жанр («Раймонда», 1897 и др.) Следуя традициям Чайковского, Глазунов углубил роль музыки в балете, обогатив её содержание. Глазунову принадлежат произведения для фортепиано; обработки русских, чешских, греческих гимнов и песен.

Литература и нотные издания из фонда библиотеки представлены в фильме.