Министерство культуры Украины
 
Министерство образования и науки Украины

История кафедры теории музыки и композиции

История кафедры теории музыки и композиции Одесской консерватории (ныне – Одесская национальная музыкальная академия имени А. В. Неждановой) ведет свой официальный отсчет с 1934 года. За долгие годы существования кафедры сохранилась преемственность поколений и передача традиций профессионального музыкально-теоретического и композиторского образования, заложенного еще задолго до ее формирования.

Истоками одесской теоретико-композиторской школы принято считать открытие в середине 1860-х годов музыкальных классов при “Обществе любителей музыки” под руководством Петра Сокальского, а также деятельность его преемников, учеников Н. А. Римского-Корсакова – Порфирия Молчанова, а затем Витольда Малишевского и Василия Золотарева.

Деятельность Порфирия Устиновича Молчанова (1863 – 1945) на долгие годы стала основой музыкальной теоретической школы Одессы. Будучи выпускником Санкт-Петербургской консерватории, он преподавал композицию, контрапункт и фугу (полифонию) в одесских классах, базируясь на программах, приближенных к уровню консерватории. Впоследствии заведовал кафедрой теории музыки и композиции Одесской консерватории до 1944 года.

Витольд Иосифович Малишевский (1873 – 1939) вел классы специальной композиции, гармонии, энциклопедии, обязательной инструментовки. Позже, после реорганизации музыкальных классов, Одесского музыкального училища в консерваторию, став ее ректором, профессор В. Малишевский продолжал вести класс специальной теории и композиции.

Василий Андреевич Золотарев (1872 – 1964) был приглашен в Одессу для руководства классом композиции. Среди его выпускников Александр  Коган, Константин  Данькевич, Владимир Фемелиди, Яков Файнтух и другие.

Первым заведующим кафедрой стал ученик и продолжатель школы Витольда Малишевского – теоретик, композитор, профессор Николай НиколаевичВилинский (1888 1956). Окончив Одесскую консерваторию как композитор в 1919 году (учеба в консерватории была прервана с 1916 по 1917 годы в связи с призывом на службу в Царскую Армию), он преподавал в ней до 1941 года.

Осенью 1920 года Художественным советом Одесской консерватории Н. Вилинский был избран на должность преподавателя музыкально-теоретических дисциплин. Наряду с преподавательской деятельностью исполнял обязанности председателя Творческого отдела, а в последствии – декана музыкально-теоретического факультета вплоть до 1928 года.

В 1926 году по представлению Художественного совета и дирекции Одесской консерватории приказом НКП УССР Вилинский Н.Н. был утвержден в звании профессора.

На протяжении 1925-1927 годов Н. Вилинский организовывал циклы исторических концертов в Одессе, привлек для этой работы своих коллег – профессоров К. К. Пигрова и П. С. Столярского.

С 1928 по 1931 год – заместитель директора Одесской консерватории (ушел с должности по собственному желанию в связи с творческой нагрузкой).

С 1931 по 1933 год – заведующий музыкально-теоретической кафедрой; 1933-1934 – заведующий Научно-исследовательской кафедрой музыкальной теории; 1934-1938 – заведующий кафедрой гармонии и композиции.

С 1927 по 1930 год был делегатом Одесского Горсовета по секции Наробраза. В 1939 году избран депутатом Одесского горсовета. С 1935 года состоял членом оргкомитета Союза композиторов Украины и был избран Председателем Одесской областной организации Союза композиторов. С 1939 по 1948 год – член Правления Союза композиторов Украины.

В 1940 году вместе с М. Старковой и П. Столярским участвовал в организации Кишиневской консерватории.

С 1941 по 1944 год находился в эвакуации в г. Ташкенте, работал на должности профессора Ташкентской консерватории.

С 1944 года – профессор и декан композиторского факультета Киевской консерватории. С 1949 года заведующий кафедрой теории музыки и композиции Киевской консерватории.

1949-1950 – подготовил к изданию полное собрание фортепианных произведений Н. Лысенко, среди которых многие произведения восстановил по черновикам, а некоторые – завершил.

В 1951 году Н. Вилинскому присвоено звание заслуженного деятеля искусств Украины. Также он был награжден орденом Ленина, Знаком Почета и медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне". 

Среди учеников Н. Н. Вилинского такие известные имена, как: К. Данькевич, О. Фельцман (единственный ученик по композиции в школе П. С. Столярского), А. Билаш, С. Орфеев, Л. Гуров, Д. Гершфельд, В. Фемелиди, А. Муха, Е. Зубцов, М. Завалишина, А. Водовозов, В. Кучеров и другие. Также, в числе учеников некомпозиторов: Э. Гилельс, Д. Ойстрах, М. Гринберг, Я. Зак и другие.

Николай Вилинский является автором вокально-симфонических и симфонических произведений, вокально-хоровых обработок украинских, русских и молдавских народных песен, камерно-инструментальных и камерно-вокальных сочинений, а также ряда теоретических работ и статей.

Ведущим педагогом кафедры во время заведования Н. Н. Вилинского был Александр Антонович Павленко (1882 1941) – преемник В. Малишевского, профессор, преподаватель теоретических дисциплин – энциклопедия, инструментовка, гармония и анализ музыкальных форм. О. Павленко был талантливым педагогом, умел захватывающе преподносить материал, сложное превращать в доступное и понятное.

Коллектив кафедры регулярно пополнялся молодыми и образованными выпускниками одесской теоретической школы. В период до 1963 года на кафедре работали:

  • композитор, музыковед, дирижер, пианист и педагог Лев Симонович Гуров (1910 1993) – ученик П. Молчанова по композиции и полифонии, Н. Вилинского по гармонии, А. Павленко по анализу музыкальных форм и инструментовке. После окончания в 1932 году теоретико-композиторского отделения Одесского Муздрамина имени Л. Бетховена, Л. Гуров начал преподавать курсы анализа музыкальных форм и инструментовки, а также курс специального произведения.
  • композитор, теоретик, будущий ректор консерватории (с 1951 по 1962 год), профессор Серафим Дмитриевич Орфеев (1904 1974). С. Орфеев поступил в ряды преподавателей Одесской консерватории сразу после ее окончания. В 1934 -1941 годах был ассистентом кафедры композиции, с 1945 года – доцентом кафедры теории музыки и композиции, с 1951 года – и.о. профессора, а с 1971 года – профессором. Преподавал сольфеджио, специальную гармонию, полифонию, композицию (его ученицей была Т. Сидоренко-Малюкова), специальность. В его классе были воспитаны 26 музыковедов, в том числе: Р. Болховский, Г. Вирановский, Л. Гойхман, И. Мазур, Е. Маркова, И. Митрохин, Р. Розенберг, А.Ровенко, А.Сокол.

Серафим Орфеев – автор множества работ, среди которых: «Музыкальные связи Украины с Россией», «О роли вдохновения в художественном процессе», «Проблемы современной гармонии», учебное пособие «Одновысотные трезвучия и тональности» (К., 1968); «Н. Леонтович и украинская народная песня» (К., 1981); очерк «История Одесской консерватории» (Одесса, 1963).

Его композиторское наследие включает многочисленные произведения, среди которых: оркестровая сюита (1932), четыре квартета (1930, 1931, 1941, 1946), пять прелюдий (1928), альбомы для юношества (1949, 1967), хоры на слова М. Лермонтова, И. Франко, Д. Бедного, песни на слова Т. Шевченко, И. Франко, М. Рыльского, обработки русских, украинских, белорусских, молдавских народных песен, музыка для театральных спектаклей и др.

С. Орфеев – участник Великой Отечественной войны, награжден орденом «Знак Почета», медалями.

  • теоретик и композитор Мария Семеновна Завалишина (1903 1991). Окончила консерваторию по классу композиции П. Молчанова. Работала на кафедре в 1945 -1951 годах, преподавала гармонию, анализ музыкальных произведений, историю музыки. М. Завалишина награждена многими медалями. Как композитор, отдавала предпочтение музыке для театральных драматических постановок, камерно-вокальным и инструментальным жанрам.
  • теоретик Яков Самуилович Файнтух (1892 1974) выпускник по композиции В. Золотарева и П. Молчанова. Начал преподавать в Одесской консерватории в 1935 году. Среди его произведений радиоопера и оперетты, симфонические поэмы, вокально-симфонические сюиты, кантаты и др.
  • теоретик, композитор, дирижер, пианист, певец, ректор консерватории с 1944 по 1951 год Константин Федорович Данькевич (1905 1084) – ученик В. Золотарева и П. Молчанова по композиции, М. П. Рыбицкой по фортепиано. С 1929 года преподавал в консерватории теоретические и исторические дисциплины, вел класс композиции. В 1935 году – доцент, в 1948 году – профессор по классу композиции. В послевоенное время возглавлял Одесское отделение Союза композиторов. К. Ф. Данькевич – заслуженный деятель искусств УССР (1946), народный артист УССР (1954), народный артист СССР (1964), награжден орденом Ленина (1960), Орденом Трудового Красного Знамени (1954), медалями. В Одессе были написаны его балет «Лилея» (1939), опера «Богдан Хмельницкий» (1951) и другие известные произведения.
  • Заведующий кафедрой в период с 1944 по 1965 год, декан теоретического факультета, профессор Александр Лазаревич Коган (1895 – 1980). По рекомендации В. Малишевского, начал преподавать, будучи еще студентом. После окончания Одесской консерватории в 1925 году вел курсы сольфеджио, гармонии, анализа музыкальных произведений, а также специальность. Среди 29-ти его учеников и выпускников: В. Шип, В. Алексеев, А. Крсаотов, И. Дорфман, А.Сокол.

Александр Коган – автор таких учебных пособий, как: «Учебник 4-х-голосного сольфеджио» (3 выпуска, 1930 – 1931), «Хрестоматия для гармонического анализа» (1933), «Пособие для развития слуховых навыков» (4 выпуска, 1935 – 1946). Среди его научно-методических работ выделяются: «Строение и принципы развития музыкальной мысли у романтиков» (1 часть), «Формообразующие моменты в творчестве Ф.Шуберта», «Методы преподавания профессора Столярского», «Интонационные обороты в темах произведений М. Глинки». В его композиторское наследие входят «Симфоническая поэма» (1946), две увертюры (1952, 1954), камерно-инструментальная музыка, хоры, пьесы.

  • ученик В. Золотарева Дмитрий Иванович Станков, преподававший на кафедре в послевоенные годы теоретические дисциплины, историю музыки и хоровое дирижирование. Был одним из сподвижников В. Довженко в деле строительства систематического исторического свода сведений об украинских композиторах в энциклопедических изданиях. Например, для «Украинской советской энциклопедии» им были написаны статьи о М. Балакиреве, И. Лысенко, Д. Бортнянском, М. Драгоманове и др.
  • теоретик, композитор и талантливый пианист Сергей Ипполитович Хицунов,окончивший Одесскую консерваторию по классу К. Ф. Данькевича. Преподавал сольфеджио, гармонию, чтение симфонических партитур, инструментовку. С. Хицунов – член СКУ, с 1955 года – ответственный секретарь Одесского отделения Союза композиторов. Среди его произведений – две симфонии (1949, 1951), симфонические поэмы, квартет, камерные произведения.
  • теоретик и композитор С. Д. Кондратьев, вскоре иммигрировавший в Германию.
  • преподаватель теоретических дисциплин Л. М. Бутович.

В 1963 году от кафедры теории музыки и композиции была отделена кафедра истории музыки, которую возглавил С. Д. Орфеев. Заведующей кафедрой теории музыки и композиции в период с 1966 по 1971 год стала композитор, теоретик, педагог, профессор,заслуженный деятель искусств Тамара Сидоренко-Малюкова (1919 2005) – ученица профессора Н. В. Чегодаевой по фортепиано, Л. С. Гурова и С. Д. Орфеева по композиции, П. И. Молчанова по полифонии, Н. Н. Вилинского по гармонии. Будучи еще студенткой 4-го курса, Т. Сидоренко-Малюкова начинает неофициально преподавать теорию музыки, гармонию, анализ музыкальных произведений, инструментовку у музыковедов и исполнителей. Официально она начала преподавать в консерватории с 1946 года (после ее окончания). В 1953 году – старший преподаватель, в 1956 году – и.о. доцента, в 1964 году – доцент.

Тамара Степановна Сидоренко-Малюкова – заслуженный деятель искусств (1981), награждена орденом Трудового Красного знамени и медалями, заместитель председателя (1952–1954; 1966–1976), председатель Правления Одесской организации Союза композиторов Украины (1954-1966; 1976-1989).

Композиторское творчество Т. Сидоренко-Малюковой было высоко оценено Д. Шостаковичем. Среди ее сочинений: балет “Волшебная туфелька” (1982), две оркестровые сюиты (1945, 1971), две симфонии (1946, 1950), увертюры (1960, 1964), кантаты “К звездам” (1963) и “Памяти Пабло Неруды” (1973), концерты для арфы с оркестром и для голоса с оркестром, произведения для арфы, струнных инструментов, для фортепиано и хоров, вокальные циклы и песни, обработки народных песен и др.

В период с 1971 по 1977 год кафедрой заведует музыковед-теоретик, композитор и педагог Иван Дмитриевич Ботвинов (1917 – 1980).С 1949 года он вел спецкурсы гармонии и сольфеджио, инструментовки и чтения симфонических партитур, специализации и сочинения на теоретико-композиторском отделении. В 1951 году И. Ботвинов занимает должность декана фортепианно-теоретического факультета. С 1952 по 1954 годы работает художественным руководителем в Одесской филармонии. С 1957 года – и.о. доцента кафедры теории музыки и композиции. В 1966-1969 годы – декан заочного отделения. В 1969-1971 годы – декан фортепианно-теоретического факультета; с 1971 года – фортепианно-оркестрового факультета. Административная деятельность И. Ботвинова в качестве проректора по учебной и научной работе способствовала процессу кадрового обновления, приходу на кафедру теории музыки молодых ученых. И. Ботвинов также имел опыт композиторской деятельности. Изданы его следующие произведения: Пьесы для духовых инструментов, Концерт для домры с оркестром, Симфониетта, 4 инструментальных концерта, Торжественная увертюра, Симфоническая поэма «Памяти Котовского» и др. Им были написаны такие исследовательские и методические работы, как: брошюра «Учитесь понимать музыку» (1960), «Полифония песен донских казаков», «Украинский скрипичный концерт». Награжден орденом «Красной звезды», медалями «За победу над Германией», «За доблестный труд».

В 1977 году кафедру возглавляет старший преподаватель, а ныне ректор Одесской национальной музыкальной академии имени А. В. Неждановой, доктор искусствоведения, профессор, член-корр. Национальной академии искусств Украины, академик АН ВО Украины, заслуженный деятель искусств Украины  Александр Викторович Сокол. Он окончил с отличием два отделения Одесской госконсерватории по специальностям: «народные инструменты» (ученик профессора  Евдокимова В.М.) и «музыковедение» (ученик и. о. профессора Г. Н. Вирановского (руководство дипломной работой, полифония), С. Д. Орфеева (гармония), А. А. Красотова (инструментовка, чтение симфонических партитур), А.Л. Когана (анализ музыкальных произведений). Окончил такжеаспирантуру Киевской государственной консерватории имени П.И.Чайковского по специальности «Теория музыки» (научный руководитель – профессор, доктор искусствоведения Герасимова-Персидская Н.А., кандидатская диссертация на тему «Теория простой, сложной и синтетической фактуры в произведениях И.Стравинского»), докторантуру (докторская диссертация на тему «Терминологические ремарки и музыкальный стиль»). Наиболее значительные научные работы: «Теория музыкальной артикуляции», «Исполнительские ремарки, образ мира и музыкальный стиль», «Структура музыкознания», «Интонационные упражнения и импровизация на занятиях сольфеджио», «Экспрессивно-стилистические ремарки и музыкальный стиль».  Награжден орденом «За заслуги» ІІІ степени (2009). Под руководством Сокола А.В. защищено 8 кандидатских диссертаций, значительное число дипломных и магистерских работ. Разработал в Одесской музыкальной академии спецкурс для магистров «Логика и основы научных исследований».

В содружестве с композитором Голубовым И.В. создал музыку к 7-ми музыкально-драматическим спектаклям. Наиболее часто исполняются пьесы Сокола А.В. для оркестра народных инструментов: «Скоморошина», фантазия «Щедрик» на основе обработки Н. Леонтовича с ансамблем бандуристок, песня «Ми проходим одними стежками», песни для детского хора, для ансамбля бандуристок, гимны отдельных ВУЗов Одессы, гимн ОГМА имени А.В.Неждановой.

Является Генеральным директором пяти Международных конкурсов пианистов памяти Эмиля Гилельса, первого Международного конкурса воркалистов памяти А.В.Неждановой, Председателем Одесской организации Национального Союза композиторов Украины.

Примечательными и знаковыми были преподаватели, чья деятельность сыграла немаловажную роль в развитии и становлении современной теоретико-композиторской школы Одесской консерватории (ныне – Одесской национальной музыкальной академии имени А. В. Неждановой):

  • Нелли Иосифовна Исаханова (род. 1931) – пианистка и музыковед, кандидат искусствоведения, доцент, и. о. профессора, выпускница ОДК имени А. В. Неждановой по двум специальностям: «фортепиано» (класс и. о. профессора А. М. Плещицер) и «музыковедение» (класс и. о. профессора А. Л. Когана). В 1954-1957 годах училась в аспирантуре Ленинградской консерватории (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Ю. М. Тюлин). В 1957-1958 годах преподавала в Ленинградской консерватории, а с 1958 года начала работать в Одесской консерватории на кафедрах общего фортепиано и теории музыки и композиции. С 1960 по 1966 год жила в Ташкенте и работала концертмейстером в оперном театре и на теоретической кафедре Ташкентской консерватории. В 1968 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Две авторские редакции оперы Мусоргского “Борис Годунов”». Неоднократно проходила ФПК при Московской консерватории (под руководством доктора искусствоведения, проф. Е. В. Назайкинского). С 1966 года вернулась в Одесскую государственную консерваторию, где вела спецкурсы полифонии и анализа музыкальных произведений, специальность у музыковедов. Под ее руководством защитили дипломные работы свыше 30 выпускников. Методические основы курсов, которые читались, представлены в ее учебных пособиях, а именно: «Формы фуги», «Модификации формы фуги в современной музыке», «Роль анализа фактуры в формировании исполнительской интерпретации», «Лекции по исполнительскому анализу фортепианной фактуры» и др. Сегодня Нелли Иосифовна живет в Германии.
  • Юрий Владимирович Знатоков (1926 – 1998) – заслуженный деятель искусств Украины, ответственный секретарь Одесской секции Союза композиторов Украины, член Союза. Выпускник Одесской консерватории по классу композиции (класс А. Л. Когана). С 1974 года преподавал композицию. Ю. В. Знатоковым создано три балета, две оперетты, три концерта для скрипки с оркестром, концерт для фортепиано с оркестром, симфоническая поэма «Раздумье на Мамаевом кургане», циклы песен, музыка к 200 театральным спектаклям и музыка к кинофильмам.
  • Рудольф Германович Болховский (1935 – 2002) – кандидат искусствоведения, доцент. Окончил Одесскую консерваторию по классу С. Д. Орфеева. Приподавал в консерватории с 1959 года гармонию, сольфеджио, спецкурс анализа музыкальных произведений для музыковедов и композиторов.
  • Георгий Николаевич Вирановский (род. 1935) – выпускник С. Д. Орфеева, За годы преподавания в консерватории читал общие (для исполнителей) и специальные (для музыковедов) курсы, а именно: народное музыкальное творчество, сольфеджио, гармония, история музыки (отечественная и зарубежная), полифония. Разработал и впервые ввел в практику преподавания в ОДК два спецкурса: «Музыкально-теоретические системы» и «Введение в специальность».
  • Александр Иванович Ровенко (1942 – 2005) – музыковед, педагог, композитор, профессор, первый в Одессе доктор искусствоведения. Окончил Одесское музыкальное училище (1959-1963) по специальности баян; музыковедческий факультет ОДК имени А. В. Неждановой (1963-1969) с отличием. В 1974 году окончил аспирантуру Государственного музыкально педагогического института имени Гнесиных, и в 1984 году – докторантуру Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. В 1968-1969 годах работал в Одесской консерватории, с 1969 по 1970 год – в Одесском государственном педагогическом институте имени К. Д. Ушинского. С 1972 года снова в консерватории. В 1976 году избран членом редколлегии республиканского научно-методического сборника “Українське музикознавство”. С 1979 года – член Одесского отделения Союза композиторов Украины, избран в Республиканскую комиссию по упорядочиванию творческого наследия (подготовил к изданию книгу С. Д. Орфеева «Леонтович і українська пісня», а также книгу С. С. Скребкова «Теория имитационной полифонии»).

Преподавал в ОДК спецкурс по полифонии для музыковедов и руководил подготовкой дипломных и магистерских работ студентов. С 1985 по 1999 год исполнял обязанности проректора по научной работе. В 1992 году в учебный план музыковедов введен разработанный А. И. Ровенко курс «Основы информатики и компьютерной музыки». В 1994 году он выступил инициатором создания на базе консерватории проблемной научно-исследовательской лаборатории по разработке учебных программ музыкально-теоретической области. Среди созданных в лаборатории проектов, есть уникальная программа «Энгармоническая машина», разработанная при участии известных программистов. Эта программа получила высокую оценку специалистов Германии, Голландии, Финляндии, Израиля и Китая, которые подтвердили перспективность избранных А. И. Ровенко научных поисков. За достижения в учебной и научно-методической работе присуждена премия Государственного Комитета СССР по народному образованию (1988). За заслуги в сфере высшего образования СССР награжден нагрудным знаком «За отличные успехи в работе» (1988).

  • Александр Александрович Красотов (1936 – 2007) – композитор, заслуженный деятель искусств Украины, профессор кафедры теории музыки и композиции, выпускник Одесской консерватории по трем специальностям: композиция (класс Т. С. Малюковой), фортепиано (класс Б. А. Чарковского) и музыковедение (класс профессора А. Л. Когана). Обучался на мастер-курсах у профессора Ю. Фортунатова и профессора Н. Пейко (Иваново, Москва). За время работы в консерватории вел курсы чтения симфонических партитур, инструментовки, инструментоведения, композиции. Среди выпускников класса А. Красотова (их свыше 60) – признанные в нашей стране и за рубежом композиторы: И. Голубов, К. Цепколенко, Г. Успенский, Ю. Гомельская, С. Шустов, Л. Самодаева, С. Усатенко и многие другие. С 1966 года член Союза композиторов Украины, лауреат Национальных и Международных конкурсов: Всеукраинского конкурса в Киеве (1967, 1971, 1983), Международных конкурсов (в Берлине – 1973, в Токио – 1992), областной премии имени Е. Багрицкого (1967). А. Красотов – автор многочисленных произведений различных жанров: симфоний, опер, инструментальных концертов, ораторий, кантат, мюзиклов, романсов и песен, музыки к драматическим спектаклям, телепрограммам, кинофильмам. Наиболее выдающиеся произведения – Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, опера «Конец сказки» (либретто В. Тимофеева), Квартет для фортепиано, струнных и перкуссии, Симфония-концерт № 2 для трубы с оркестром, посвященная Т. Докшицеру, Опера «Таежная песня» (либретто Р. Розенберг), опера «Михаил Воронцов» (либретто Р. Бродавко), «Прощание» для симфонического оркестра.
  • Игорь Михайлович Ассеев (1921 – 1996) – композитор, доцент. В 1952 году окончил теоретико-композиторский факультет Музыкально-педагогического института имени Гнесиных по классу композиции Т. Н. Хренникова. Работал в ОДК имени А. В. Неждановой с 1952 года. С 1973 года – доцент кафедры теории музыки и композиции. Преподавал сольфеджио, гармонию, анализ музыкальных произведений, полифонию, аранжировку, чтение симфонических партитур, историю оркестровых стилей, методику преподавания теоретических дисциплин, специальность – композицию и музыковедение. В классе И. М. Ассєєва защитили дипломные работы 8 музыковедов, среди них Ан Чунг (заместитель министра культуры Ханоя, Вьетнам). И. Ассеев был членом союза композиторов, автором многих крупных произведений: балет «Ларра», хореографическая поэма «Соната-вальс», вокально-симфонические кантаты, поэмы для симфонического оркестра – «Три пальмы», «Реквием Неизвестному матросу» (звучит на аллее Славы в Одессе с 1964 года), два концерта для фортепиано и симфонического оркестра, «Симфонические фуги» для органа и др. Как музыковед, И. М. Ассеев создал ряд методических работ: «Методика преподавания теории, сольфеджио и гармонии в музыкальном училище», «Методические рекомендации по воспитанию студентов-композиторов», «Сборник задач по гармонии». Среди выпускников-композиторов И. М. Ассєєва – О. Хартюченко, М. Лаврушко, П. Захаров, В. Храпачев, В. Николаев и другие.
  • Георгий Леонидович Успенский (1942 – 2004) – композитор, преподаватель теоретических дисциплин, доцент ОДК имени А. В. Неждановой. Преподавал историю оркестровых стилей, хоровое письмо, современную гармонию, полифонию, спецкурс композиции. Ввел экспериментальный класс композиции для детей при школе педпрактики ОДК. Проводил мастер-классы для детей-композиторов Болгарии, США, Токио, Нагои. Научные интересы отразились в кандидатской диссертации на тему «Закономерности отражения индивидуальных особенностей личности композитора в музыкальных произведениях» (работа не закончена). Среди его выпускников – лауреаты Международных конкурсов В. Ларчиков, И. Францескевич; лауреаты республиканских конкурсов Л. Кириченко, Р. Безброж, А. Веселовский, Е. Стефаниди.

Г. Успенский – автор произведений, которые исполнялись в странах СНГ, в Германии, Болгарии, Франции и др. Среди них: оратории «Cаntus magnificat», «Quo Vadis 2000…», кантаты «Пусть сильнее грянет буря», «Чумацкие песни», хоровые концерты, инструментальные ансамбли и вокально-инструментальные циклы.

  • Иван Васильевич Голубов (род. 1950) – композитор, заслуженный деятель искусств Украины, доцент кафедры. Окончил консерваторию в 1973 году по классу композиции у А. Красотова и по классу музыковедения у В. Алексеева. Преподавал инструментовку, историю оркестровых стилей, композицию. Среди его работ: симфонические произведения, инструментальные концерты, камерные вокальные и инструментальные произведения. Лауреат 8 республиканских и 2 всесоюзных композиторских конкурсов (1981, 1984,) лауреат премии имени Е. Багрицкого (1982) и премии имени М. Островского (1986).
  • Вадим Борисович Николаев (род. 1956) – композитор, преподаватель теоретических дисциплин. В Одесской консерватории работал с 1990 по 1998 год. Преподавал гармонию, сольфеджио, полифонию и инструментоведение. С 1991 года преподавал композицию. В 1995-1996 годах принимал участие во Всеукраинских конкурсах песен (удостоен звания лауреата), в Международных фестивалях “Киев-мюзик-фест” (1991-1993 годы). Автор симфонических произведений, концертов и концертных пьес для органа, пьес для фортепиано, романсов и песен.

Сегодня кафедра теории музики и композиции объединяет 20 ее членов, среди которых: 4 доктора наук (Сокол А.В., Нагорная Г.А., Шип С.В., Завгородня Г.Ф.), 11 кандидатов наук, 11 профессоров, 4 доцента, 1 докторант, 1 ассистент-стажер. В июне 2012 года страший преподаватель Шустов С. Л. защитил кандидатскую диссертацию по специальности 17.00.03 «Музыкальное искусство», тем самым ознаменовав 100% укомплектованность кафедры  научно-педагогическими кадрами. Наряду с этим, за последние 5 лет педагогами кафедры получены научные степени кан­дидата искусствоведения – Селезнева Н.А., Суббота О.В., Сергеева О.В., ученые степени: про­фесора – Мазур И.И., Цепколенко К.С.; доцента – Гомельськая Ю.А., Сергеева О.В.; Почетное звание “заслуженный деятель искусств Украины” и Почетный знак Одесского областного совета было присвоено до­ктору искусствоедения, профессору А.В. Соколу; почетное звание “заслуженный деятель искусств Украины’' – кандидату педагогических наук Цепколенко К.С.; звание “Заслуженного работника образования” – Мазур И.И.

Ученые кафедры являются авторами 10 монографий (Сокол А.В. (5), Нивельт О.А. (1), Цепколенко К.С. (1), Завгородняя Г.Ф. (1) Мирошниченко С.В. (1), Бородавкин С.А.(3), Нагорная Г.А. (2), Шип С.В (3)), свыше 1000 статей – Сокол А.В., Нагорная Г.А., Шип С.В., Завгородняя Г.Ф., Алексеев В.П., Мирошниченко С.В., Александрова Н.Г., Нивельт О.А., Гойхман Л.Н., Сергеева О.В., Селезнева Н.А., Суббота О.В., Шустов С.Л.,  методических разработок, учебников (например, недавно профессором Мазур И. И. был написан и готовится к изданию уникальный в своем роде учебник по сольфеджио), хрестоматий и словарей. Преподаватели кафедры постоянно выступают в качестве оппонентов на защите кандидатских и докторских диссертаций, занимаются редактированием научных текстов. Преподаватели кафедры (Сокол А.В., Мирошниченко С.В., Цепколенко К.С., Гомельская Ю.А. и др.) постоянно работают в составе жюри конкурсов, фестивалей, оргкомитетов конференций.

И.о. профессора Завгородняя Г.Ф. закончила докторантуру Одесской национальной музыкальной академии имени А. В. Неждановой, в 2014 году защитила докторскую диссертацию. Недавно закончил обучение в докторантуре Национальной музыкальной академии Украины имени П. И. Чайковского и.о. профессора Бородавкин С. А.

Увидели свет записи новых произведений Гомельской Ю.О. Цепколенко К.С.; продолжает осуществлятся ежегодная фестивальная акция “Два дня и две ночи Новой музыки”, художественным директором которой является Цепколенко К.С.

Под руководством педагогов кафедры защищены свыше 15 кандидатских дисертаций (профессор Сокол А.В. (8), и.о. профессора Мирошниченко С.В. (7), профессор Шип С.В. (2), и.о. професора Завгородняя Г.Ф. (1)). Большая часть преподавателей кафедры успешно руководит магистерскими работами.

Педагоги кафедры принимают активное участие в организаци и проведении ежегодных Международных научно-творческих конференций “Трансформация музикального образования и культуры в Украине”, “Восток-Запад: Культура и цивилизация”, конференции “К истории Одесской организации Национального СК Украины (к 75-летию)”.

Композиторами кафедры сочинено свыше 250 произведений в разных жанрах, которые постоянно исполняются на Международных ассамблеях, фестивалях, форумах, авторских концертах в Европе и странах СНГ. Педагоги кафедри провели серии мастер-классов по композиции в Германии, Австрии (Цепколенко К.С.), Швейцарии (Гомельская Ю.А.); они являются лауреатами Национальных и Международных композиторских конкурсов.

Активная научно-творческая, общественная деятельность педагогов кафедры отмечена многочисленными наградами, почетными грамотами, престижными премиями.

На сегодняшний день кафедра теории музыки и композиции имеет следующий состав (научно-педагогический потенциал  кафедры составляет 100%):

 

Информацию подготовили: профессор Сокол А.В., доцент Сергеева О.В., преподаватель Майденберг-Тодорова К.И.