Министерство культуры Украины
 
Министерство образования и науки Украины

История кафедры теоретической и прикладной культурологии

Решением ученого совета Одесской государственной музыкальной академии имени А.В. Неждановой в апреле 2003 года, в канун 90-летия старейшего музыкального вуза Украины, была организована кафедра современной музыки и музыкальной культурологии, впоследствии названная кафедра теоретической и прикладной культурологии. Предпосылкой ее создания была культурологическая направленность развития музыкально-исторической сферы, которая определила исключительную активность этой области музыковедения ХХ века в целом, в том числе в плане экспансии музыковедческой методологии в гуманитарной сфере.

Историческая основа формирования данной кафедры – курс Энциклопедии, введенный первым ректором консерватории профессором В. Малишевским в 1913 году, и им самим осуществлялся как комплексный предмет обще гуманитарного назначения с выходом на ведущую сферу научного знания соответствующего исторического периода. И если для начала ХХ века этот ведущий научный комплекс определялся установкой на физиологию-психологию в обще гуманитарном раскладе вузовского преподавания (В. Малишевский, кроме окончания Петербургской консерватории по классу Н. Римского-Корсакова и обучения в Петербургском университете, также был выпускником Медико-хирургической академии). В настоящее время установка на информатику в единстве с философско-вероисповедными основаниями мировоззрения определяет сущность читаемых курсов, из которых история культуры, отечественной и зарубежной, а также курсы фольклора и этнографии, отечественной и зарубежной, образуют стержневой комплекс университетской подготовки по кафедре теоретической и прикладной культурологии. Согласно общей тенденции исторического музыковедения, кафедра истории музыки (от 1880-х годов кафедра истории музыки и музыкальной этнографии) претендовала на роль, альтернативную кафедре общественных наук и философии. Благодаря работе специалистов музыковедческо-культурологической и искусствоведческой направленности, это деятельность доктора искусствоведения, профессора Е.Н. Марковой, доктора социологии, профессора В.А. Деева, кандидата философских наук, доктора искусствоведения А.И. Самойленко.

Названные специалисты составили ядро новой кафедры, реализуя потенциал нового музыковедения, «психологизированного» (в концепции В. Холоповой), «онтологизованого» (в концепции В. Медушевского), который отходит от традиционной системы музыкальной науки, направляется философией и рационалистической гносеологией. Кафедра, заведование которой было предложено Е.Н. Марковой, определилась в аналогии подразделений междисциплинарных связей, которые занимают существенное место в современных вузах искусств, а также в концентрации научно-исследовательской деятельности. Поддержка такого рода деятельности ректором академиком А.В. Соколом позволила Одесской консерватории выделиться среди вузов Украины 1990-х годов установкой, на так называемое «исполнительское музыковедение», на подготовку в этой области научных концепций на базе исполнительских обобщений. Этому послужили труды хормейстеров – заслуженного деятеля искусств, кандидата искусствоведения Л. Бутенко, кандидата искусствоведения Л. Пятенко, диссертация певца, фольклориста и музыковеда в одном лице, сейчас – ректора Ханойской консерватории Ле Ван Тоан, вокалистки, заслуженной артистки Украины, профессора, кандидата искусствоведения Т. Захарчук и др.

За последние годы сформировалась новая плеяда исполнителей, которые успешно сочетают артистическую и исследовательскую работу (примером служат диссертации доцента кафедры сольного пения А.Я. Кулиевой, профессоров кафедры народных академических инструментов, кандидатов искусствоведения И. Ергиева, Н. Морозевич, доцента той же кафедры, кандидата искусствоведения А. Черноиваненко и др.). Данный культурологический ракурс работы кафедры теоретической и прикладной культурологии рассчитан на современное исполнение, которое основано на композиторской школе настоящего и одновременно формирует его (таким были, в частности, диссертации вьетнамца Фам Ле Хоа, доктора искусствоведения, ректора Ханойского педагогического университета).

Названные ведущие специалисты являются выпускниками класса профессора Е.Н. Марковой, которая является автором 8-ми книг, в том числе «Проблеми музичної культурології», более 150 публикаций, в том числе по проблемам социокультурологического анализа музыки. Выпускники ее класса – более 40 кандидатов и докторов наук, которые являются гражданами разных стран мира, а также представляют Украину.

Свой вклад в развитие кафедры внес доктор социологии В.А. Деев, который владел реестром Российской академии наук, выдаваемый за исключительную активность в публикациях (356 публикаций).

Подчеркнуто культурологический наклон деятельности кафедры сложился под влиянием преимуществ, которые предоставлялись Министерством образования для этого рода звена музыкально-гуманитарной подготовки. Открытие магистерских курсов в 2012 году определило четкий обще культурологический путь дальнейшего развития кафедры. Штатными сотрудниками кафедры работают доктор искусствоведения, профессор А. Тарасенко, доцент, кандидат культурологии М. Русяева и др. В штате кафедры – кандидаты искусствоведения доцент А. Муравская, доценты кафедры А. Овсянникова-Трель, Т. Каплун, среди многочисленных выпускников которой – кандидаты наук и магистры. Также, плодотворно работают профессор кафедры кандидат педагогических наук А. Мазур, преподаватель А. Полевой. Основное направление деятельности кафедры – историко-культурное, с акцентированием этнологических разработок и проблем музыкальной современности в связи с культурно-социологическими принципами служения Вере в религиозных и вне религиозных формах ее воплощения.

На основе кафедры теоретической и прикладной культурологии проводятся две международные конференции, ежегодно – «Трансформация музыкального образования: культура и современность», через год – «Запад и Восток: искусство и культура».

 

Автор: профессор Е.Н. Маркова