Министерство культуры Украины
 
Министерство образования и науки Украины

История кафедры хорового дирижирования

Кафедра хорового дирижирования была организована на базе Одесской консерватории в 1936 году по инициативе выдающегося хормейстера, педагога, Заслуженного деятеля искусств, профессора Константина Константиновича Пигрова.

Талантливый и самобытный художник К. К. Пигров работал самозабвенно и увлеченно на протяжении всей своей жизни (1876-1962). От сельского церковного певчего к званию профессора, Заслуженного деятеля искусств, заведующего кафедрой хорового дирижирования, Лауреата Первой премии Всемирного фестиваля (1957) – трудовой путь, наполненный по словам самого Мастера, «непреодолимым влечением к хоровому пению». Духовная семинария г. Ставрополя, регентские классы Петербургской Придворной певческой капеллы, где он учился и общался с А. Лядовым, А. Аренским, Е. Азеевым, В. Соколовым, М. Щиглевым.

Среди хоровиков принято считать книгу П. Чеснокова «Хор и управление им» первым фундаментальным трудом по хороведению, и многие не знакомы с интересной работой К. Пигрова «Організація хорового співу в робітничому клубі», изданной в 1931 году в Харькове. Наряду с этой работой К. К. Пигровым были написаны: «Руководство хором» - труд, обобщающий огромный практический опыт (издана в Киеве в 1956 г., 1962 г. и в Москве в 1964 г.), учебник «Сольфеджио» для хормейстеров (в соавторстве с его учеником В. И. Шипом) (издан в Москве в 1970 г.).

Основные методические положения трудов Константина Константиновича признаны новаторскими. Прежде всего, это касается работы с хором над ансамблем и ладового подхода к работе над строем. Автобиографический очерк «Хоровая культура и моё участие в ней» содержит интереснейшие факты, касающиеся истории развития хорового профессионализма и методические материалы, которые используются при чтении курса «Методика работы с хором» в Одесской консерватории. Здесь можно вспомнить крылатую фразу Константина Константиновича, обращенной к его ученикам: «Вы говорите, ЧТО нужно делать, чтобы хор хорошо пел, а главное – нужно знать, КАК это делать».

Мастер знал, КАК научить хор, являющийся «совершеннейшим инструментом из живых человеческих голосов», передавать тончайшие краски звуковой палитры от миниатюр Леонтовича до масштабных шедевров мировой классики: «Реквиема» В. А. Моцарта, «Времен года» Й. Гайдна, «Иоанна Дамаскина» С. Танеева и др. В последние годы жизни Константин Константинович перед летними каникулами на занятии хора, говоря о планах на следующий год, просил хор спеть «Иду в неведомый мне путь…» из «Иоанна Дамаскина».

22 декабря 1962 года Константина Константиновича Пигрова не стало. На его рабочем столе осталась открытая тетрадь с немецкими переводами, которыми он занимался накануне, и программа концерта английского хора с портретом Роберта Шоу, выступление которого состоялось несколько ранее и произвело на Великого мастера огромное впечатление.

В 1898 году К. К. Пигров поступил учиться в регентский класс Придворной Певческой капеллы (С.-Петербург). Учёба шла «в хоре, состоящем из учеников регентского класса (100 человек мужчин)». Звучание хора было образцовым, что «благотворно влияло на развитие художественного вкуса его участников». Будучи человеком целеустремлённым, К. К. Пигров активно знакомился с музыкальной жизнью Петербурга. Он пишет: «Пятилетний курс обучения я закончил в 3 года и в 1901 году начал трудовую жизнь хормейстера-профессионала».

Далее – Ростов-на-Дону, церковные хоры и хоры в учебных заведениях. Организация концертов, проходивших с большим успехом, затем Ставрополь (1910 год) – церковный хор и участие в театральных постановках. В 1914 году переехал в Одессу, где продолжал совмещать работу в церковном хоре и в учебных заведениях. Особенно удачно выступал хор женской гимназии. «Я сделался предметом внимания… со всех сторон получал приглашения на работу» - писал К. К. Пигров. 

Директор Одесской консерватории В. И. Малишевский предложил Константину Константиновичу заведовать хоровым классом и вести теоретические дисциплины.

В 1922-1923 гг. в консерватории уже был хор – сначала женский, а позже, когда в репертуар включили «Вечорниці» П. Нищинского, в состав вошли приглашённые из оперного театра хористы-мужчины. В 1927 году хор консерватории участвовал в исполнении Девятой симфонии Л. В. Бетховена в честь 100-летия композитора. Успех был большой.

В 1926 году в Одессе было создано Музыкальное общество имени Н. Д. Леонтовича. На базе этого общества был организован хор, который возглавил К. К. Пигров. На протяжении 1931-1939 гг. К. К. Пигров также активно работал над организацией и созданием Молдавской Национальной хоровой капеллы «Дойна». Живя и работая в Одессе, К. К. Пигров регулярно выезжал для работы в г. Тирасполь. Позже все певцы Капеллы были направлены в Одессу для повышения музыкальной грамотности и хоровой культуры.

«В период времени с 1936 по 1940 гг. хормейстерский отдел [консерватории] только формировался и хора почти не имел, - писал К. К. Пигров, – После оккупации, с весны 1944 года жизнь начала понемногу приходить в ному, на хормейстерском отделе уже появился небольшой хор, который был к 1945 году … свыше 50 человек. … В мае 1947 г. объединенный хор хормейстерских отделений Одесской консерватории и Музыкального училища исполнил «Реквием» Моцарта…».

В 1955 году Министерство культуры Украины пригласило сводный хор ОГК и ОМУ в Киев «для практического показа своих достижений делегатам хоровой конференции». Хор исполнил два концерта: один – состоял из произведений разных авторов, второй – «Реквием» В. А. Моцарта. В 1957 году на VI Международном фестивале молодежи и студентов в Москве хор ОГК стал Лауреатом 1-й премии. Дирижировал ученик К. К. Пигрова – Дмитрий Загрецкий.

С того времени выпускников кафедры хорового дирижирования Одесской консерватории (ныне – Одесская государственная музыкальная академия имени А. В. Неждановой) принято называть учениками «Пигровской школы».

Специальные дисциплины на кафедре в то время преподавали:  хор, методику работы с хором, сольфеджио – К. К. Пигров; дирижирование – опытные оркестровые дирижёры – доцент В. П. Базилевич, доцент В. И. Дубровский, доцент В. В. Ефремов и хормейстер-практик Б. Н. Лехницкий.

Руководили кафедрой дирижирования со дня её основания:

  • до декабря 1962 года – профессор К. К. Пигров,
  • с 1963 года – доцент В. И. Дубровский, профессор Д. С. Загрецкий, профессор В. И. Шип,
  • с 1978 года по настоящее время – профессор А. П. Серебри.

В 2011 году исполнилось 75 лет со дня основания кафедры хорового дирижирования ОГМА имени А. В. Неждановой, 4 ноября – 135 лет со дня рождения К. К. Пигрова. В честь этих дат в ноябре этого года состоялся Хоровой фестиваль в рамках которого выступили известные представители Одесской хоровой школы со своими коллективами.

Яркая страница истории кафедры хорового дирижирования – многочисленные выступления хора в Украине и за рубежом. До 1980 года хор возглавлял Дмитрий Загрецкий, до 1987 года – Василий Шип, с 1988 года по настоящее время – Григорий Лиознов.

К руководству консерватории неоднократно обращались известные дирижёры с предложениями подготовить силами хора интересные хоровые программы для исполнения за рубежом. В частности, г-н Вульф (Германия) подготовил с хором программу из произведений современных авторов – Л. Ноно и Д. Лигети. Помогали ему в работе с партиями хора талантливые студенты старших курсов кафедры хорового дирижирования. Для зарубежных гастролей также были подготовлены «Свадебка» И. Стравинского и «Реквием» И. Брамса.

Художественный руководитель Одесского симфонического оркестра Хобарт Эрл подготовил с хором ОГК «Реквием» Агуэлло, который был успешно исполнен в Австрии (г. Вена).

На сегодняшний день кафедра выпустила свыше 980 хоровых дирижёров (стационарная, а с 1965 года – также и заочная формы обучения). Также кафедрой были подготовлены аспиранты – В. Гришина, А. Вила-Боцман, И. Газинский, Ю. Кучуривский, С. Савенко, И. Гриценко.

1944 год (первый набор студентов) – выпуск 1949 года: Дмитрий Загрецкий, Лариса Сычова, Вера Луговенко, Людмила Савощенко. Д. Загрецкий и Л. Сычова преподавали на кафедре хорового дирижирования.

Дмитрий Загрецкий (1924-1980) – разносторонне одарённый музыкант, талантливый композитор, первый помощник К. К. Пигрова в работе с хором, заслуженный деятель искусств Украины, профессор, лауреат 1-й премии Международного фестиваля. Являлся  художественным руководителем и главным дирижером хора Одесской областной филармонии, главным хормейстером Одесского театра оперы и балета, с 1963 года – занимал должность заведующего кафедры и художественного руководителя спецхора кафедры. Его ученики – В. Иконник, А. Авдиевский, В. Толканев, Г. Лиознов, В. Газинский, Л. Бутенко и многие другие.

Вера Луговенко (1902-2009) после окончания консерватории возглавила хоровой отдел музыкально-педагогического факультета пединститута имени К. Д. Ушинского, а через несколько лет стала заведовать этой кафедрой в составе ОГК. Преподавала специальные дисциплины – хор музыкально-педагогического факультета, хор кафедры хорового дирижирования, спец. дирижирование, методику преподавания хоровых дисциплин. Выпустила многих талантливых дирижёров, среди них: А. Мархлевский, Ж. Косинский, А. Лапский, А. Вацек, Н. Заславская и другие. Также В. Н. Луговенко успешно руководила самодеятельными хоровыми коллективами: капеллой Одесской железной дороги, хором ветеранов, капеллой бандуристов ОГУ имени И. И. Мечникова.

Л. В. Сычова (     ) – старший преподаватель кафедры хорового дирижирования ОГК имени А. В. Неждановой. Преподавала такие дисциплины, как: Чтение хоровых партитур, Дирижирование. Работала органисткой в Одесском академическом театре оперы и балета. Из её учеников наиболее известны В. Стаховский и И. Шаврук.

Выпуск 1951 года: Василий Шип (1925-1987) – профессор кафедры хорового дирижирования, проректор, а затем ректор ОГК имени А. В. Неждановой, художественный руководитель и дирижёр объединённого спец. хора ОГК и музучилища. В. И. Шип окончил консерваторию по двум специальностям – как теоретик и хормейстер. Из учеников В. И. Шипа наиболее известны В. Горчакова, И. Крыжановская, В. Доронин, Н. Копосов, И. Дидушок.

Выпуск 1951 года: Л. И. Власова– старший преподаватель кафедры музыки Одесского пединститута имени К. Д. Ушинского, позже – старший преподаватель кафедры хорового дирижирования ОГК имени А. В. Неждановой. Читала лекционный курс по хоровой литературе, чтение хоровых партитур, дирижирование.

Выпуск 1952 года: Алиса Серебри – заслуженный деятель искусств Украины, профессор, лауреат Международных фестивалей, Отличник образования. С 1978 года по настоящее время заведующая кафедрой хорового дирижирования. Выпустила 130 хоровых дирижеров, наиболее известные из них: И. Слёта, Ю. Топузов, В. Подгородинский, С. Голуб, М. Вайс-Гутахова, Л. Шумакова, С. Железняк, Е. Прокопенко, С. Смирнова, В. Дука, С. Мухин,  И. Селина, В. Регрут.

Выпуск 1958 года: Инна Верди (1934-2000) – и.о. профессора кафедры хорового дирижирования ОГК имени А. В. Неждановой. Преподавала чтение хоровых партитур, дирижирование, работала концертмейстером (второй специальностью И. П. Верди было фортепиано) и, обладая красивым сопрано, исполняла сольные партии в концертных программах хора ОГК. В настоящее время с хором ОГМА работает ученица И. П. Верди (выпуск 1989 года) – и.о. доцента Галина Шпак. В 2006 году Г. Шпак дирижировала программой хора на Международном хоровом конурсе в г. Тур (Франция), где хор ОГМА разделил 1-е место с хором «Орея» п/у А. Вацека – также выпускника ОГМА (класс профессора В. Н. Луговенко).

Выпуск 1960 года: Григорий Лиознов – профессор, заслуженный работник культуры Украины, Лауреат международных конкурсов. До 1987 года Г. С. Лиознов работал с хором ОГК совместно с Д. Загрецким и В. Шипом, а с 1988 года по настоящее время является художественным руководителем спец. хора кафедры хорового дирижирования. В 1991 году хор ОГК имени А. В. Неждановой под его управлением завоевал звание Лауреата 1-й премии хорового конкурса в Польше (г. Мендзиздрое). Среди выпускников Г. С. Лиознова – Н. Заболотная, Е. Кравченков, А. Семака, Н. Макода и другие. В 1965 году на кафедре хорового дирижирования была введена заочная форма обучения, и Г. С. Лиознов работал с хором заочного отделения, как хормейстер. Помимо педагогической и творческой работы Г. С. Лиознов на протяжении ряда лет был деканом вокально-хорового факультета.

Выпуск 1963 глда: Жорж Коссинский – профессор, заслуженный артист Молдовы. В ОГК имени А. В. Неждановой работал в 1980-1984 годах, преподавал дирижирование и был хормейстером хора (художественным руководителем в то время был В. Шип). Затем заведовал кафедрой хорового дирижирования Кишинёвской консерватории и руководил спец. хором кафедры. С 1996 года Ж. Х. Косинский – профессор Одесского педагогического университета имени К. Д. Ушинского, художественный руководитель хора музыкально-педагогического факультета. Работает как совместитель в ОГМА имени А. В. Неждановой, где ведет дирижерский класс. Из его учеников известны: Н. Белова, Г. Васильева и другие.

Ирина Кочкина (1939-2010) – доцент кафедры хорового дирижирования, талантливый педагог-теоретик. Читала лекции по сольфеджио, хоровой литературе, преподавала аранжировку, дирижирование на заочном отделе.

Выпуск 1968 года: Вероника Горчакова – доцент кафедры хорового дирижирования, работает на кафедре с 1982 года. Ведет дирижерский класс, преподает сольфеджио, была деканом вокально-хорового факультета. С 1987 года В. Н. Горчакова руководит академическим хором «Credo», организованным В. И. Шипом. За годы работы под управленим В. Н. Горчаковой колектив успешно выступал за рубежом (Польша, Швейцария, Германия) и завоевал звание Лауреата II Национального хорового конкурса имени Н. Леонтовича. Выпускница В. Н. Горчаковой Евгения Бондарь работает на кафедре хорового дирижирования.

Выпуск 1972 года: Леонид Бутенко – профессор, кандидат наук, заслуженный деятель искусств Украины. С 1972 года и до настоящего времени – главный хормейстер Одесского театра оперы и балета. С 1984 года по совместительству работает на кафедре хорового дирижирования, ведет дирижерский класс, производственную практику студентов 4-го курса, руководит подготовкой магистерских и бакалаврских работ студентов-хоровиков.

Выпуск 1978 года: Нина Заболотная – кандидат наук, доцент кафедры хорового дирижирования ОГМА имени А. В. Неждановой. Н. Г. Заболотная читает лекционные курсы по хоровой литературе, методике работы с хором и хороведению на заочном отделении, дирижерский класс и сольфеджио на кафедре сольного пения. Руководит заслуженной хоровой капеллой Дворца культуры имени Леси Украинки.

Выпуск 2000 года: Евгения Бондарь – кандидат наук, доцент кафедры хорового дирижирования. Ведет дирижирование и лекционные курсы: методика преподавания хоровых дисциплин, хоровая литература; руководит дипломными и выпускными работами бакалавров и магистров. Е. Н. Бондарь – художественный руководитель детского хора школы педагогической практики ОГМА имени А. В. Неждановой, победитель и дипломант ряда фестивалей.

Активно работают молодые педагоги кафедры: и.о. доцента В. Регрут, и.о. доцента Г. Шпак, старшие преподаватели А. Вила-Боцман, Л. Стрельцова-Богачёва, И. Шатова, Е. Литвиненко, а также окончившие аспирантуру Иов Гриценко, Юрий Кучуривский, Иван Газинский, Сергей Савенко.

 

Автор: профессор Серебри А.П.